Экспериментальные К экспериментальным также отнесены устройства, которые существуют в единственной модели, либо после небольшого числа моделей от них отказались.
Microsoft Strategic Commander[3] и Logitech CyberMan 1[4] — когда-то считавшийся перспективным гибрид джойстика и мыши, представлявший собой джойстик, рукоятка которого похожа на многокнопочную мышь на ножке. В связи с тем, что основные покупатели джойстиков — это любители авиасимуляторов, интересный гибрид не получил большого распространения.
Wii Remote[5] — пульт для приставки Wii, не являющийся геймпадом.
Frag-master[6] — гибрид джойстика и руля, преставляющий собой джойстик, у которого рукоять в виде треугольного руля (острым концом вверх).
Titans Sphere[7] — мяч со сквозной дыркой и двумя вертикальными качающимися ручками по бокам.
Пульт для симуляторов поезда — существуют несколько мелких производителей; во всех моделях из-за отсутствия стандарта специальная резидентная программа либо преобразует команды пульта в нажатия клавиш, либо напрямую связывается с игрой.[8][9]
Веб-камера — существуют эксперименальные виды геймплея, использующие в качестве контроллера веб-камеру. Так, в игре Flight of Fancy видеокамера следит за движениями (позами) игрока и используется для управления полётом дракона.
[править]
Калибровка джойстика
В устройствах для игрового порта потенциометры находятся в джойстике, а АЦП — в компьютере. Поэтому возвращаемые джойстиком числа зависят как от экземпляра АЦП, так и от экземпляра джойстика. Калибровка — это процесс определения, какие числа джойстик возвращает, когда ручка сдвинута до упора вверх, какие — когда до упора вниз, какие — когда она в центре, и т. д. Во время калибровки пользователь должен поводить джойстиком в разные стороны, а затем установить его в центр.
Стандарт USB HID позволяет джойстикам возвращать как «сырые» (некалиброванные) значения (в таком случае джойстик придётся откалибровать вручную), так и окончательные калиброванные (такой джойстик ручной калибровки не требует, все калибровочные величины записаны прямо в память джойстика). Со временем из-за износа джойстик раскалибровывается, и приходится записывать в компьютер (в первом случае) или в джойстик (во втором случае) новые значения.
[править]
Обратная связь
Существуют два вида обратной связи:
Force feedback — полноценная обратная связь, позволяющая сделать компьютерные симуляторы ещё более реалистичными.
Vibration feedback — обратная связь, реализованная не за счёт сервомоторов (как в Force feedback), а за счёт простого вибрационного механизма.
[править]
Субкультура самодельных джойстиков
Электрическая схема устройств на игровом порту чрезвычайно проста — вся электроника уже имеется в компьютере, надо только подключить потенциометры и кнопки. Поэтому в конце 90-х — начале 2000-х годов существовало движение людей, строивших самодельные игровые устройства. Особенно это касалось рулей — качающийся узел джойстика сложен в реализации. Появление USB, force feedback и относительно качественных покупных джойстиков по доступным ценам положило конец этой практике.
Впрочем, в последнее время наблюдается возрождение этой субкультуры, хоть и в меньших масштабах: Igor Cesko (известный, помимо прочего, ИК-приёмником для телевизионных пультов) и Mindaugas Milasauskas разработали Mjoy — недорогую плату USB-джойстика[10][11][12]. Чаще делают уже не рули (в продаже имеется немало рулей приемлемого качества), а сложные многоосные джойстики для авиасимуляторов. Нередки случаи, когда к одному компьютеру подключаются два-три восьмиосных контроллера Mjoy16.